Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Общая характеристика
Заторможенность представляет собой замедленность психических и физиологических процессов. В научной среде для ее обозначения используются термины «брадипсихизм», «брадипсихия». Наиболее типичные внешние признаки – замедленность реакций, растянутость речи, неспособность включаться в совместную деятельность или общение, протекающие в нормальном темпе. Заторможенные люди часто остаются в одиночестве, кажутся нелюдимыми, замкнутыми без причины. Наиболее тяжелые варианты расстройства наблюдаются при апатии и ступоре, когда больные ни на что не реагируют.
Различают три вида заторможенности: идеаторную, моторную и комплексную. Симптом называют идеаторным, когда замедленность наиболее выражена в речи и мышлении. Люди проявляют умеренную или немного ослабленную двигательную активность, но при попытке вести беседу возникает заторможенность – они не успевают следить за ходом разговора, отслеживать смену темы, отвечать на поставленные вопросы. У окружающих складывается впечатление, что мыслительный процесс и говорение забирают у человека большое количество сил.
Моторная заторможенность проявляется в большей степени замедлением движений. Для нее характерна физическая слабость, расслабленная осанка, дискоординация. Люди постоянно испытывают желание опереться обо что-то устойчивое, присесть или прилечь. Снижение скорости речи легкое, трудности общения возникают только при ведении интеллектуально сложной или эмоциональной беседы. При комплексной заторможенности страдает психическая и моторная сфера: больные говорят тихо, с большими паузами, перемещаются медленно или остаются практически без движения.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Советы родителям
Ребёнку важно создать положительную речевую среду.
Многократно проговаривайте обычные, ежедневные дела:
одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью взрослых.
Проговаривайте потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, пойте песни
.
Как можно чаще разговаривайте с ребёнком
, внимательно выслушивайте его ответы на вопросы. Это не только улучшит речь малыша, но и установит между вами доверительные отношения.
Читайте вместе
, обсуждайте прочитанное, вместе иллюстрируйте сюжет, обсуждайте рисунки.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
- Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
- Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
- Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Диагностика
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:
- Неврологическая диагностика.
Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ. - Стоматологическое обследование.
Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели. - Сурдологическое обследование.
Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых . С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог. - Осмотр глотки.
Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса. - Логопедическое обследование.
Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.
Логопедические занятия
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
- Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
- Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
- Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Лечение
Методы основной терапии зависят от причины, спровоцировавшей заторможенность. В рамках программы лечения используются различные методы: медикаментозная коррекция, психотерапия, целенаправленная стимуляция интеллектуальных функций и двигательной активности. Все мероприятия направлены на восстановление физиологических мозговых процессов, ответственных за динамику психомоторной деятельности, а также на тренировку мыслительных и физических навыков.
Прием медикаментов
Лекарственная терапия назначается большинству пациентов, нацелена на улучшение метаболизма нервных клеток и тканей, их защиту от повреждающих факторов, замедление гибели. Восстановление активного кровоснабжения повышает функционирование различных отделов мозга. В результате происходит активизация мыслительной деятельности, редуцируются симптомы заторможенности. Пациентам показан прием нейропротекторов, ноотропов.
Психотерапия и психокоррекция
Психокоррекционные занятия ориентированы на увеличение скорости познавательных функций. Они включают такие упражнения как подбор ассоциаций, обобщение понятий, анализ логических последовательностей, решение интеллектуальных задач. Учитывается правильность результатов, скорость выполнения заданий. В ходе психотерапевтических сеансов осваиваются способы социальной адаптации человека с заторможенностью. Специалист дает рекомендации по выбору профессиональной сферы, помогает овладеть поведенческими и речевыми навыками, компенсирующими медлительность.
Подводя итоги
Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.
В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать травм головы, вовремя выявлять астенический синдром.
Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.
При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.
Развитие депрессии
Далее все проявления усугубляются: приступы тоски учащаются и удлиняются, резче проявляется физическая заторможенность, снижается влечение вплоть до угасания либидо. Речь обедняется, становится односложной, «тусклой», замедленной. Частично утрачиваются профессиональные навыки.
У женщин появляется склонность к самообвинению. Они считают себя неспособными к профессиональной деятельности, непригодными к семейным отношениям, несостоятельными в плане воспитания ребенка. В этот период часто встречаются суточные колебания настроения, причем в утренние часы пациентки чувствуют себя хуже, чем к вечеру.