Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.
Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.
Главным заданием родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой и не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром.
Ранние признаки аутизма у детей младше двух лет
18 апреля 2021 Полезное, РАС, Теория
Один из факторов успеха в коррекции РАС ─ выявление проблемы максимально рано. На что следует обращать внимание в поведении и развитии ребенка?
Материалы взяты из статьи «Autism Spectrum Disorders in Infancy and Toddlerhood: A Review of the Evidence on Early Signs, Early Identification Tools, and Early Diagnosis» (Barbaro & Dissanayake, 2009), а также «Early Identification of Autism Spectrum Disorders: Recommendations for Practice and Research» (Zwaigenbaum et al., 2015).
Часто близкие замечают проблемные моменты в развитии ребенка задолго до того, как будет поставлен неутешительный диагноз (и это только в возрасте четырех-пяти лет). Драгоценное время упущено, а семья истощена многолетним марафоном в попытке самостоятельно перебороть ситуацию. Поэтому так важно выявить признаки РАС как можно раньше и своевременно начать терапию с использованием научно-доказанных методов коррекции. Это особо актуально для группы риска: детей, чьи старшие брат или сестра ─ аутисты, а также тех малышей, развитие которых по результатам скрининга в год не соответствует рамкам нормы. Такая стратегия вмешательства значительно повышает шансы на лучшую адаптацию в будущем. За последнее десятилетие исследователи продвинулись в вопросе изучения раннего обнаружения РАС. В фокус их внимания попали дети в возрасте от 6 месяцев до двух лет. Существует также работы, в которых уже оценивается роль «профилактического» вмешательства, например, направленного на налаживание детско-родительского взаимодействия с целью минимизации тяжести аутистической симптоматики (Green et al, 2013).
Мы не будем вдаваться в подробности научных методов и статистического анализа, а просто представим четыре вывода, следующих из подборки исследований по этой тематике.
Синдром Дауна и аутизм: отличия
Определить, в чем разница между аутизмом и синдромом Дауна, поможет таблица:
Аутизм | Синдром Дауна |
Расстройство нервного развития. | Генетическое заболевание. |
Причина – генетические изменения. | Причина – наличие третьей хромосомы 21 (это случайное явление, хотя исследования показали, что шансы увеличиваются, если она есть у родителей старшей возрастной группы). |
Диагностируется в ранние годы ребенка. Связано главным образом с тем, что это условие влияет на его когнитивные функции, и только, когда конкретные этапы развития не могут быть достигнуты, родители замечают, что что-то не так. | Может быть диагностирован еще в утробе. |
Физически аутичный человек не имеет особых характеристик. | Люди с СД имеют специфические черты лица и могут страдать от других форм физических недостатков. |
Люди с аутизмом могут страдать от различных форм психических расстройств и одновременно быть гениями. | Имеют умеренную умственную отсталость. |
Чаще всего асоциальные. | Изменения и социальные сигналы легче понять людям с синдромом Дауна, чем людям с аутизмом. Они также выражают свои чувства лучше. |
Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.
Это значит, что РАС подразумевает многообразие всего и вся: 1) причин и условий возникновения; 2) особенностей нейробиологии; 3) характера старта и дальнейшей траектории; 4) уровней и темпов когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) комбинаций с другими расстройствами и болезнями. С учетом этого не удивительно, что в раннем возрасте признаки аутизма разнятся. Некоторые уже в шесть месяцев демонстрируют низкую заинтересованность в контакте с окружающими, другие же испытывают трудности при овладении речи и постепенно теряют навыки общения в течение второго года жизни.
Первая группа
У детей наблюдается атипичное поведение в раннем детском возрасте. В этот период проявляются:
- повторяющиеся двигательные поведения (хлопки, моющие движения руками, накручивание волос на палец);
- зачарованное наблюдение за огнями, потолочными вентиляторами или иными циклично движущимися предметами;
- отказ от вводимых в рацион новых продуктов питания;
- языковые проблемы (плохое понимание речи и использование жестов), возможно, ребенок не слышит;
- отсутствие речи.
Параллельно с вышеперечисленными особенностями могут присутствовать и другие симптомы: судороги, возбуждение, гипертонус мышц, дисплазия тазобедренного сустава, нистагм (постоянное движение глаз) или тяжелая гипотония (низкий мышечный тонус) с задержкой моторных навыков.
Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.
Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.
Симптомы аутизма
Признаки аутизма у детей младше 1 года
В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:
- Не проявляет интереса к лицам.
- Не вглядывается в глаза, не улыбается, и может показаться, что малыш смотрит прямо через вас.
- Не всегда реагирует на звуки.
- Не реагирует на свое имя, не поворачивается, чтобы увидеть, откуда идет звук, или не проявляет никакой активности, когда слышит громкий шум. В других ситуациях его слух может показаться прекрасным.
- Не нравится, когда его обнимают или трогают.
- Не проявляет интереса к типичным детским играм.
- Не лепечет и не показывает других ранних признаков разговоров.
- Не использует жестов, как способ общения.
Признаки аутизма у малышей до 2 лет
Среди самых распространенных:
- Не использует жестов.
- Не качает головой: да или нет.
- Не указывает на то, что хочет.
- Не указывает объекты, чтобы проявить интерес к окружающему миру. К 14-16 месяцам большинство здоровых детей обращают ваше внимание на то, чем они заинтересованы, например, щенком или новой игрушкой.
- Не использует одиночные слова в возрасте 16 месяцев или двухсловных фраз в возрасте 24 месяцев.
- Потерял словесные или социальные навыки. Использовал для разговора несколько слов или проявлял интерес к людям, но теперь этого не делает.
- Проблемы с ходьбой.
Признаки РАС у детей 3-летнего возраста
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.
Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.
Навыки общения:
- не отвечает на имя;
- избегает зрительного контакта;
- предпочитает играть в одиночку;
- не любит или избегает физического контакта с другими людьми;
- не заинтересован или не знает, как подружиться;
- испытывает трудности с выражением или разговором о чувствах, с трудом понимает чужие чувства.
Языковые и коммуникативные навыки:
- задерживаются речевые и языковые навыки (отстает от сверстников);
- разговор в виде эхо – повторение последних нескольких слов разговора.
Поведенческие навыки:
- выполняет повторяющиеся движения;
- игрушки или другие предметы выстраивают организовано;
- не любят перемен в быту;
- циклические повторения игровых движений;
- частое наблюдение за огнем, водой и крутящимися колесами.
Другие потенциальные признаки аутизма:
- импульсивность;
- агрессивное поведение;
- сильные истерики;
- переборчивость в еде;
- отсутствие чувства страха.
Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.
Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?
Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.
У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.
Навыки общения:
- не откликается на свое имя;
- избегает зрительного контакта;
- предпочитает играть в одиночку, чем играть с другими;
- не рассказывает истории;
- не заинтересован во взаимодействии или общении с другими;
- не любит или активно избегает физического контакта;
- гримасничает;
- с трудом понимает чужие чувства и плохо проявляет свои.
Языковые и коммуникативные навыки:
- не может создавать предложения;
- повторяет слова или фразы снова и снова;
- не отвечает на вопросы соответствующим образом или руководствуется указаниями;
- не понимает счет или время;
- меняет местоимения (например, говорит «вы» вместо «я»);
- редко или никогда не использует жесты или язык тела, такие как размахивание.
Поведенческие нарушения:
- выполняет повторяющиеся движения;
- строит игрушки или другие объекты в определенной последовательности;
- расстраивается из-за небольших изменений в повседневной жизни;
- играет с игрушками одинаково каждый раз;
- любит определенные части предметов (часто колеса);
- имеет навязчивые интересы;
- повторяет определенные процедуры циклично.
Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:
- гиперактивность или короткое время внимания;
- импульсивность;
- агрессия;
- истерики;
- нерегулярная реакция на звуки, запахи, вкусы, взгляды или текстуры;
- неуместные эмоциональные реакции.
Признаки аутизма у детей 5 лет
Красные флаги социальных коммуникаций:
- ребенок не делится наблюдениями или опытом с другими;
- как правило, не смотрит прямо на других людей (иногда называют отсутствием зрительного контакта);
- может быть отсутствие речи или необычные речевые узоры, такие как повторение слов и фраз (эхолалия), отказ использовать «я», заменяет на «ты» и «вы»;
- может не проявлять желания быть обнятым, предпочитает оказываться в кругу знакомых людей и может показаться, что он относится к людям как к объектам и к источнику комфорта;
- избегает социальных ситуаций, предпочитая быть в одиночестве;
- присутствует ограниченное развитие игровой деятельности, в частности, творческая игра;
- повышенная плаксивость или необычное отсутствие плача.
Поведенческие красные флаги:
- частые повторяющиеся движения, такие как дрожание рук или хлопанье, продолжительное раскачивание или вращение предметов;
- наличие навязчивого интереса к некоторым игрушкам или предметам, игнорируя при этом другие вещи;
- наличие чрезвычайной устойчивости к изменениям в процедурах или их окружении;
- сложность в питании – не может пережевывать твердые предметы;
- часто возникают трудности с приучением ходьбы на горшок;
- проблемы со сном;
- раздражение или агрессия во время посещения людных и шумных мест.
Признаки аутизма в возрасте 6 лет
Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.
Социальные / эмоциональные проблемы:
- трудности в создании и поддержании дружеских отношений;
- изолированные или повторяющиеся игры;
- атипичные интересы по сравнению со сверстниками;
- непослушный или не осознающий, как его действия влияют на других;
- выражает сильное беспокойство, депрессия, гнев или страх.
Речевые навыки:
- монотонная или необычно формальная речь;
- литеральная интерпретация фраз, не понимает сарказма, шуток;
- низкие / плохие навыки невербальной коммуникации;
- может закрыться и не реагировать на просьбы или вопросы.
Поведенческие навыки:
- повышенный интерес / гиперфокус по одной конкретной теме, интересам или объекту;
- интенсивная реакция на изменения бытовой рутины;
- цикличные движения руками, качание или другие жесты при расстройстве или возбуждении;
- чрезмерные реакции на прикосновение, текстуры, боль или звуки;
- плохие двигательные навыки и навыки координации;
- тревога, депрессия, выборочное молчание.
Вывод №4: Динамика развития может указать на РАС
Под «динамикой» имеется в виду интенсивность, темп и направление развития навыков и поведенческих изменений. Данные о динамике более информативны, чем одиночные срезы. Полагается, что траектория раннего развития (навыков зрительного восприятия, речи и т.п.) у детей с РАС отличается. Очень часто можно увидеть, что формирование навыков, когда-то соответствующее нормам, глобально замедляется после первого года жизни. Также характерна нетипичная картина социального развития: в период от года до полутора дети всё реже улыбаются другому человеку, отзываются на имя, поддерживают зрительный контакт и используют вокализации для общения.
Подытожим. Если ваш сын или дочь в тех или иных аспектах (речь, игра, моторика, интересы, взаимодействие, проблемное поведение) разительно отличается от сверстников или же входит в группу риска (поздний ребенок, наличие близких родственников с аутизмом), обязательно проясните ситуацию. Не полагайтесь на мантры из оперы «Перерастет» и «Сын бабы Нади заговорил в пять лет». По возможности обратитесь не к участковому педиатру, а сразу к профильному специалисту, владеющему соответствующими диагностическими инструментами. Даже если к последнему выстроилась очередь, вы можете сделать очень много всего до консультации! Очень важно заранее собрать информацию не только медицинского плана.
- Запишите на видео показательные моменты: как именно ребенок играет сам, реагирует на свое имя и различные ситуации социального взаимодействия (требования, телесный контакт, отказ в желаемом и прочее).
- Начните вести записи об эпизодах агрессии, самоповреждения и других проблемных видах поведения. Укажите, что конкретно делал ребенок, время и длительность эпизода, предшествующие обстоятельства и последствия.
- Посчитайте, сколько слов и жестов понимает, а сколько использует.
- Зафиксируйте просьбы: что просил, сколько раз в день, как именно просил.
Подготовьтесь к приему, вооружившись списком вопросов, медицинскими и поведенческими данными. Это ускорит процесс и своевременно откроет доступ к квалифицированной помощи.
Группа вторая
К этой группе относятся дети средней и старшей возрастной категории. Они испытывают дискомфорт при приобретении и использовании социальных и речевых навыков. Это состояние обычно сопровождается чрезмерной раздражительностью, беспокойством и цикличным поведением. По результатам исследований, пик проявления поведенческих изменений приходится на 7-летний возраст ребенка.
Рекомендации родителям:
- Ребенок не намеренно капризничает, таким образом он пытается объяснить или добиться цели. Все поведенческие особенности напрямую зависят от своеобразного функционирования их сенсорных каналов и обмена веществ. Первое, что нужно сделать, это понять причину подобного поведения.
- Дети с диагнозом РАС/СД – обучаемы. Просто для овладения новыми навыками им потребуется больше времени и усидчивости. Важно равномерно распределять нагрузку.
- Основные проблемы двойного диагноза: поведенческие особенности, речь, общение.
- Неподчинение, истерические приступы и агрессия – не относятся к симптоматике РАС/СД. Это сигналы, с помощью которых ребенок пытается рассказать о своих чувствах и потребностях.
- Поведение ребенка корректируется за счет индивидуально разработанных программ.
- Родителям важно познать навыки самоконтроля.
- Избегать игр с повторяющимся циклом – ввести игры на развитие моторики, обоняния, слуха, восприятия и памяти.
Миф о поствакцинации
Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.
Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.
Причины, симптомы и признаки заболевания
Аутизм влечет за собой задержку полноценного умственного развития пациента. Чаще такие дети хуже сверстников учатся в школе. Заболевание сказывается на способности ребенка-аутиста концентрировать внимание и запоминать изученный материал.
Глубокая умственная отсталость возможна у тех детей, у которых аутизм был вызван другими тяжелыми заболеваниями головного мозга или нервной сситемы. Главная особенность аутизма — избирательный интеллект. Дело в том, что некоторые аутисты могут демонстрировать превосходные успехи в музыке или рисовании, но при этом значительно отстают по другим предметам. Примером этому могут быть некоторые известные в истории личность, которые внесли ощутимый вклад в науку, например, Альберт Эйштейн, который также был аутистом.
Внешне невозможно определить, есть ли у ребенка такое заболевание, как аутизм. Точные причины подобного нарушения нервной системы до конца не известны, однако названо несколько основных провоцирующих факторов:
- Ожирение и другие нарушения обмена веществ матери.
- ДЦП.
- Кислородное голодание ребенка в период беременности или при родах.
- Инфекционные заболевание, которые мать перенесла в период вынашивания ребенка.
- Наследственная предрасположенность.
Постановка точного диагноза возможна только после полного обследования ребенка. Заподозрить ранний аутизм возможно, если обратить внимание на особенности поведения ребенка. Патология возможна при следующих состояниях:
- ребенок любит играть один, не проявляет желания общаться с окружающими;
- не переносит громкие звуки;
- проявляет нервозность при любых прикосновениях окружающих;
- всегда отводит взгляд в сторону, когда с ним разговаривают взрослые;
- чаще молчит, не умеет внятно объяснять чего хочет;
- устраивает частые истерики;
- у ребенка отсутствует инстинкт самосохранения.
Кроме того, ранний аутизм можно заподозрить у пассивного или гиперактивного ребенка при наличии дополнительных вышеперечисленных признаков заболевания.
Клинические проявления форм аутизма
У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.
Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма
В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.
Для них характерны следующие признаки:
- отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
- стереотипность в играх;
- страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
- задержка в развитии;
- нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
- появление речевых стереотипий;
- игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.
При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:
- стереотипность поведения и ограниченность интересов;
- импульсивное поведение;
- привязанность к привычной окружающей среде;
- нарушения в коммуникативных навыках;
- отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.
Атипичная форма
Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:
- возникновение и развитие после трех лет;
- серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
- ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.
Сложности отцовства
Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.
Стереотипии
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
Материнское восприятие
Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.
Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.
Тестирование ребенка в домашних условиях
Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:
- тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
- M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
- рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
- скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.
M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм
Вопросы:
- Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
- Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
- Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
- Нравится ли ребенку играть в прятки?
- Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
- Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
- Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
- Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
- Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
- Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
- Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
- Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
- Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
- Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
- При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
- Умеет ли ребенок ходить?
- Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
- Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
- Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
- Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
- Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
- Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
- Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?
Расшифровка теста
На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:
- Нет.
- Нет (критический пункт).
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Нет (критический пункт).
- Нет.
- Нет (критический пункт).
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Нет (критический пункт).
- Нет (критический пункт).
- Нет (критический пункт).
- Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- Да
- Нет.
- Да.
- Нет.
Лучшие материалы месяца
- Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
- Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
- Самые распространенные «офисные» болезни
- Убивает ли водка коронавирус
- Как остаться живым на наших дорогах?
Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.