Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
КЛАССИФИКАЦИЯ УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
- легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
- умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
- глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
- легкая – 69–65;
- умеренная –64–60;
- тяжёлая – 59–50.
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
- наследственные заболевания (хромосомные и генные);
- внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
- употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
- недоношенность плода;
- проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
- отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
- невыясненная этиология.
Профилактические меры
{banner_banstat9}
Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
- выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
- обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
- здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
- мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.
ПРИЗНАКИ УО ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
- Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
- Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
- Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
- Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
- Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
- Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Кто он, человек с легким слабоумием?
Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.
Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.
При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.
Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.
Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.
Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.
Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.
У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.
В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).
Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.
Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.
Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).
Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СЛАБОУМИЯ
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
- добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
- озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Признаки дебильности
Заболевание сопровождается обширной симптоматикой. Наиболее выраженными симптомами дебильности будет неспособность больного вырабатывать сложные понятия, мыслить абстрактно и делать обобщающие умозаключения. У детей, больных дебильностью, наблюдается наглядно-образный тип мышления. А именно, они не способны воспринимать события целиком. Даже если они правильно воспринимают изображения, с трудом могут отыскать связи между ними, а также не могут сравнить их между собою.
Помимо умственного отставания у таких детей также нередко наблюдается недоразвитие речи. В частности, у них бывает замедленность речи, косность, обедненность лексики. Даже если дети способны хорошо ориентироваться в обыденных повседневных ситуациях, у них все равно наблюдается ограниченность к абстрактному мышлению и обобщению. Больные могут иметь как очень доброжелательный и спокойный характер, так и злой, мстительный.
Детям больным дебильностью крайне сложно дается обучение в школе, так как они слишком тяжело воспринимают правила правописания, практически не могут пересказать прочитанный только что текст, не могут разобраться самостоятельно с заданиями. Сложнее всего этим детям дается математика. Однако стоит помнить и то, что среди детей с разными формами дебильности встречается немало частично одаренных личностей. Это могут быть дети с абсолютным слухом, художественными талантами, отличной памятью, умением считать в уме.
Дебильность также негативно сказывается на формировании личности. У больных наблюдается слабое развитие волевых, нравственных и эстетических качеств, а также ограниченные потребности в познании. В связи с этим дети не способны формировать собственные суждения, поэтому они зачастую подражают другим и перенимают чужие взгляды. Это довольно опасное последствие дебильности, так как из-за слабости воли, невозможности формировать собственное мнение и отстаивать его, больные могут стать послушным орудием для других людей. Не понимая последствия своих действия и исполняя чужие приказы, они могут совершать опасные преступления.
ДИАГНОСТИКА
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Лечение при дебильности
Пациенты, у которых была диагностирована дебильность, должны стоять на учете у психоневролога. Если причиной заболевания стали осложнения эндокринных заболеваний, наблюдаться больной должен также у эндокринолога.
Лечение начинается с определения причины заболевания, поскольку именно от нее зависит тактика врача. Например, детям с токсоплазмозом или врожденным сифилисом назначают этиотропные препараты. Больным с ферментопатией приписывают специальную диету. В случае эндокринопатии назначается терапия гормональными препаратами.
Для устранения проявлений заболевания пациенту назначается симптоматическая терапия, включающая следующие препараты:
- психотропные;
- дегидратационные;
- противосудорожные;
- общеукрепляющие;
- нейропротекторы;
- метаболиты;
- ноотропы.
В случае астении и чрезмерной утомляемости больному назначают амфетамин, который стимулирует психическую сферу. Детям, у которых наблюдается чрезмерная эмоциональная возбудимость, врач приписывает элениум, аминазин, галоперидол.
Помимо симптоматической терапии, пациенты также нуждаются в корригирующем лечении, включающем логопедическое, педагогическое, психологическое направления. Ребенок нуждается в этом лечении, поскольку оно позволяет ему лучше учиться, обретать знания и навыки, необходимые для решения бытовых ситуаций, развивать самостоятельность. Логопедическая терапия подразумевает коррекцию заикания и исправление системного недоразвития речи.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Постановка диагноза и тесты
С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.
Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза. Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.
Тест Айзенка
Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:
- верхняя граница
(180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете; - вариант нормы:
90-110 баллов; - меньше 70
– повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных; - всё, что меньше 70
-бального значения заставляет предположить патологию.
Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.
Тест Войнаровского
Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.
Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».
Оценка развития речи
Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:
- вставить в рассказ недостающие слова;
- пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
- правильно расставить запятые в тексте;
- придумать фразу из отдельных слов.
Тест Торренса
Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:
- фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
- задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
- лист с нарисованными парными прямыми линиями.
Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.
Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.
КОРРЕКЦИЯ
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
- мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
- зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
- устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
- внимание, самоконтроль;
- функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
- понятие неправильного поведения;
- слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.