Травмы, стрессы и избыток информации. Почему люди начинают заикаться


Заикание у детей

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Хотите получить больше информации об интенсиве? Нажмите сюда!

Возможные причины болезни

Речевой невроз или логоневроз появляется в раннем детском возрасте, около 3-4лет. Причины, которые могут его спровоцировать в каждом случае индивидуальные. Это могут быть наследственные причины и неврологические. Во взрослом возрасте предпосылками могут стать неврологические причины – поражения в головном мозге. Это может произойти после травм, инсульта, нарушениями кровообращения головного мозга, вследствие осложнений от ряда инфекционных заболеваний.

Есть также невротические факторы (психогенные), к которым относятся различные травмы психики, дисбалансе в нервной системе. Неврозы, вызванные такими причинами относятся к сложной группе, требующие индивидуального подхода в лечении.

У детей причины развития логоневроза схожие. Их все можно разделить на некоторые группы:

  • недостатки ЦНС вызванные внутриутробными патологиями, родовыми травмами, заболеваниями в раннем возрасте;
  • особенности нервной системы – повышенная плаксивость, тревожность;
  • особенности развития речи;
  • наследственные особенности ЦНС;
  • внешние патогенные факторы;
  • становление речи в позднем возрасте;
  • физические недостатки у ребенка, формирующие комплексы, чувтсов «белой вороны» среди других детей.

Есть также факторы, сопутствующие появлению заиканию. К таким относятся:

  • высокие требования со стороны родителей;
  • частые придирки, чрезмерный контроль, нет одной стратегии воспитания ребенка;
  • плохой эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками.

Может вызвать логоневроз частые или постоянный стресс, атмосфера с семье, в которой проживает ребенок. Частыми причинами являются конфликты в семье, детском саду и т.д.

Этиологические факторы расстройства

Логоневроз может появиться как реакция на сильный перенесенный стресс. Прежде чем, может быть поставлен диагноз логоневроз, специалист должен понять, что именно к нему привело. Для детей существует три главные причины:

  • травмы головы, инфекции, ДЦП, новообразование в головном мозге;
  • психические расстройства и заболевания;
  • наследственные факторы.

У детей логоневроз появляется во много раз чаще чем у взрослых. Если ребенок только учится говорить, логоневроз может быть нормальным явлением при формировании речевого аппарата. Для подростков самыми распространёнными причинами появления логоневроза являются неустойчивая психика, эмоциональная нестабильность, излишняя драматизация, впечатлительность. Одной из самых распространенных причин заикания – это неурядицы в семье, конфликты между родителями.

Невроз навязчивых движений как причина заикания

Частой причиной развития логоневроза являются навязчивые движение. Это может быть непроизвольные моргания, тики, покашливания, причмокивания и другие. Родители могут не обращать на это внимание либо вовсе их не замечать. В начальной фазе развития ребенок практически ничем не отличается от других детей, а родители уверенны что это временное и вскоре это пройдет само собой. Со временем эти движения становятся все более заметными для окружающих и проявляются они более заметно.

Ребенка осматривают узкие специалисты, такие как окулист или отоларинголог, которые не видят никаких проблем по своему профилю. Нервные тики – возбуждение отдельных частей головного мозга. Это явление имеет моментальное сокращение мимических мышц, возникающие самопроизвольно и не способные контролироваться.

Внешние факторы провоцирующие логоневроз

На развитие ребенка влияет окружение, в котором он растет – условия жизни, окружающая среда, правильность воспитания. К отдельным факторам относятся график сна и питания. Ребенок должен находится в комфортных условиях, не испытывать психического и физического давления на себя со стороны других детей и взрослых. Особое значение имеет окружающее звуковое раздражение. Например, если в квартире постоянно работает телевизор, играет громкая музыка, у ребенка нарушается звуковое восприятие. Усугубить данную ситуацию может небольшое пространство, отсутствие свежего воздуха.

Отдельного внимания заслуживают спонтанные факторы, способные привести к эмоциональному и физическому стрессу – авария, встреча с дикими животными, скандалы, драки в семье и иные. Дети, страдающие заиканием, имеют в работе нервной системы преобладание возбуждения над торможением. То есть тормозная функция речевого аппарата ослабляется. Точное определение фактора позволит подобрать правильное лечение и тактику терапии.

4.Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

Физиологические симптомы

Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.

При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:

  • эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
  • инспираторную (судорожный вдох);
  • респираторную (судорожные вдох и выдох).

Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.

Профилактика логоневрозов

Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:

  • предупреждение речевых нарушений у детей;
  • предупреждение рецидива;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией ребенка.

Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.

Психологические симптомы

Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

  1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
  2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
  3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

Рекомендации родителям

Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика. Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:

  • сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
  • спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
  • контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется. Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.

Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Общие сведения

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Невротическое заикание

Осложнения нарушения

Среди возможных последствий:

  • Трудности в общении.
  • Проблемы в личной жизни, профессиональной деятельности.
  • Трудности в поиске работы, получении образования.
  • Общая задержка интеллектуального и эмоционального развития.
  • Развитие комплекса собственной неполноценности.
  • Формирование сильных и трудно устранимых фобий. Такое тоже возможно.

И это лишь часть осложнений. Потому стоит начинать лечение как можно раньше.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]