Что такое апраксия: разновидности, причины и терапия

Апраксия представляет собой заболевание, которое характеризуется нарушением в выполнении целенаправленных действий.

При этом, несмотря на то, что желание есть, как и физическая способность, человек не может выполнять какие-либо жесты и телодвижения. Кроме того, заболевание протекает так, что полностью отсутствуют нарушения в координации, как и признаки пареза.

Заболевание поражает полушария мозга и вместе с ним проводящие пути мозолистого тела. Апраксия может развиваться вследствие целого ряда патологий, при этом в настоящее время специалисты разделяют заболевание на несколько видов, которые выделяются в зависимости от некоторых факторов, таких как место локализации и прочих.

Диагностировать некоторые формы заболевания можно только при наблюдении за выполнением определенных задач человеком. Таким образом, в качестве примера можно отметить потерю навыков:

  • рисования, которые ранее присутствовали;
  • писать;
  • завязывать шнурки;
  • игра на музыкальном инструменте и прочих.

Формы, виды и классификации апраксий

  1. Кинестетическая: невозможно управлять собственными движениями, например, самостоятельно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, а также показывать действие без самого предмета, который для этого необходим, например, показать, как включать воду.
  2. Кинетическая или динамическая: невозможно выстроить верную последовательность действий, так как нарушен переход от одного отдельного простого движения к другому.
  3. Регуляторная: нарушена способность выполнять непривычные, новые и при этом необязательно сложные манипуляции, поэтому больной использует знакомые шаблоны, например, пытается затушить зажигалку, как спичку.
  4. Пространственная и конструктивная: нарушена способность создавать целое из нескольких частей, сопоставлять понятия «сверху-снизу», «слева-справа» и др., поэтому больной не может одеться, заправить постель или выполнить другое простое задание.

Не существует единой классификации болезни, так как ее характер еще не полностью изучен специалистами. Некоторые врачи выделяют виды апраксии в зависимости от самих нарушений (двигательная апраксия, речевая апраксия и др.), от участка мозга, отвечающего за двигательную активность (лобная, кортикальная и др.), от стороны тела (односторонняя и двусторонняя) и др. Также выделяют идеомоторную апраксию, при которой невозможно выполнять даже простые движения, идеаторную, при которой невозможно выполнять цепочку сложный действий, при том, что отдельные действия пациент выполняет достаточно легко, лимбико-кинетическую, при которой нарушается точность и ловкость движений (обычно пальцев рук).

Апраксия — что это?

Апраксия — это клинический неврологический синдром, возникающий в результате повреждения корковых центров контроля движений. Это состояние связано с глубоким нарушением планирования и воспроизведения точных моделей движений. В нормальных условиях эти паттерны формируются под воздействием повторяющихся кинестетических и кинестетико-визуальных раздражений. Сенсомоторная стимуляция — это упорядоченная система, которая отражается в коре головного мозга и создает в ней динамический цепной стереотип движений.


Таким образом, человеку, страдающему апраксией, сложно выполнять двигательную активность, несмотря на правильное понимание и наличие двигательных и сенсорных функций периферической нервной системы. Классическая моторная апраксия может заключаться в неспособности повторять простые жесты, например, высунуть язык или в трудностях с точными действиями, например, забивать гвоздь, закуривать сигарету, расчесывать волосы.

Симптомы апраксии

Пациенты не могут выполнять различные действия, при этом чувствительность конечностей, мышечный тонус не нарушены — физически человек остается здоровым.

Как правило, люди с подобным диагнозом не могут перейти от одного движения к другому, повторить какую-то позу. Например, если пациент не видит и не держит чашку, то не может показать, как ее надо держать, если он застегивает пуговицы на одежде, то не может понять, какие движения пальцами необходимо совершить, если человек привык пользоваться зажигалкой, то попробует зажечь свечу спичкой по тому же принципу.

При значительных нарушениях пациенты не просто не могут совершать целенаправленные действия, но и полностью теряют способность самостоятельно обслуживать себя.

Речевая апраксия у 15-месячных малышей является одним из видов речевых расстройств. Если ребенок не гулит и не лепечет, поздно начинает говорить или испытывает сложности с длинными словами, это повод обратиться к специалисту. Раннее лечение может изменить ситуацию и помочь малышу в дальнейшей социализации.

Что такое речевая апраксия у детей?

Апраксия — это неврологическое расстройство речи, при котором мозг ребенка испытывает трудности с координацией частей тела, производящих речь: языка, губ, нижней челюсти. Из-за этого может быть трудно понять, что говорят дети с апраксией.

Апраксия также известна как детская апраксия речи, диспраксия и развивающаяся апраксия речи.

Что вызывает апраксию у детей?

Среди возможных причин речевой апраксии у детей нередко называют:

  • неврологические расстройства, вызванные инфекцией, травмой или болезнью;
  • генетические нарушения или синдромы;
  • инсульт;
  • черепно-мозговые травмы.

Признаки речевой апраксии у детей

Не все дети с апраксией проявляют одинаковые симптомы. Среди самых распространенных:

  • малыш не гулит или не лепечет;
  • у ребенка проблема с координацией различных частей тела при попытке общения: языка, губ или нижней челюсти;
  • ребенок поздно начал говорить;
  • ребенок понимает лучше, чем говорит;
  • ребенок испытывает трудности при произнесении длинных слов;
  • у малыша проблемы с питанием;
  • он делает непоследовательные ошибки;
  • он делает разные ошибки в одном и том же слове при повторении;
  • новому слушателю сложно понять, что говорит ребенок;
  • у ребенка наблюдаются трудности в обучении чтению, правописанию или письму.

Лечение апраксии у детей

Если вы считаете, что у ребенка апраксия, важно, чтобы его осмотрел специалист — логопед, который примет решение о подходящем курсе терапии.

Исследования показывают, что интенсивное регулярное лечение очень эффективно, а по мере улучшения состояния индивидуальную терапию можно заменить на групповую.

Поскольку апраксия является одним из видов моторно-речевого расстройства, упражнения, направленные на укрепление мышц полости рта, бесполезны в данном случае, а поможет повторение слогов, слов и предложений для улучшения последовательности речи.

Также ребенку могут предложить альтернативные средства коммуникации, такие как язык жестов или портативный компьютер, который пишет или производит речь. Кроме того, очень важно, чтобы дети практиковались дома, поэтому нередко семьи, в которых у ребенка диагностирована речевая апраксия, получают на дом задание от логопеда.

При комплексном лечении, терапии и практике состояние может улучшиться, и ребенок освоит нормальную полноценную речь.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

на Форуме

Выбрать лечебное учреждение

Преимущества реабилитации в

Большой опыт и внимательность позволяют нашим специалистам находить подход к больным, подбирать оптимальные в конкретном случае методы реабилитации. Мы считаем, что в медицине не может быть мелочей: в нашем центре работают только грамотные квалифицированные специалисты (от сотрудников администрации и сиделок до врачей), мы используем новое современное и при этом доказавшее свою эффективность оборудование и методики, придерживаемся индивидуального и мультидисциплинарного подхода, наши психологи и психотерапевты всегда готовы помочь пациентам справиться с депрессией и принять новые условия жизни. Также мы продумали архитектуру центра: широкие дверные проемы, беспороговое противоскользящее покрытие, пандусы и поручни особенны важно для людей с ограниченными возможностями.

Мы хотим, чтобы ваше благополучие не зависело от обстоятельств!

Апраксия: лечение и прогноз

Лечение апраксии зависит от основного заболевания, которое ее вызывает. В некоторых случаях может оказаться полезным фармакологическое лечение, замедляющее прогрессирование данного состояния, например при Болезни Альцгеймера. С другой стороны, хирургические процедуры удаляют некоторые опухоли головного мозга. Независимо от этиологии, каждый пациент с впервые диагностированной апраксией требует наблюдения у невролога и неврологической реабилитации с упором на конкретные двигательные нарушения.


Прогноз апраксии зависит от ее причины и типа. Первичная апраксия, врожденная у самых маленьких детей, требует комплексного ухода и реабилитации, что может остановить прогрессирование болезни. Вторичная апаксия требует скорейшего определения триггерного фактора. Некоторые причины обратимы (например, ранняя диагностика опухоли головного мозга), но подавляющее большинство вызывает необратимые неврологические потери.

Диагностика

Диагностика апраксии проводится с участием аудиолога и логопеда. Специалист первого профиля оценивает уровень слуха ребенка, чтобы исключить патологии внутреннего уха, наличие которых влияет на качество развития речевого аппарата. После этого к обследованию больного приступает сертифицированный логопед, который имеет практический опыт работы с детьми, страдающими от апраксии.

В таблице ниже описаны основные виды методик обследования, которые используются для постановки окончательного диагноза:

Вид диагностики оральной апраксииПринцип проведения обследования
Оценка устно-моторных функцийПроведение устно-моторной оценки предусматривает диагностику признаков низкого тонуса мышечных тканей, отвечающих за подвижность отдельных участков лица, губ, нижней челюсти или корня языка. Во время диагностики логопед просит ребенка показать, как он перемещает язык из правой в левую сторону, может ли коснуться его кончиком к поверхности неба. Оценка уровня координации движений всех элементов речевого аппарата выполняется путем повторения сложных словосочетания или воспроизведения ряда звуков. Например, быстрое произношение скороговорок, либо же простых слов в виде «пах-тух-ках». В тот момент, когда ребенок воспроизводит тестовые слова и звуки, логопед следит за подвижностью губ, языка и мускул лица пациента.
Мелодика речиОценка мелодики речи является одним из этапов комплексной диагностики детей с признаками данного заболевания. Специалист внимательно вслушивается в слова и звуки, которые воспроизводит ребенок, уделяя особое внимание правильности составления слогов. Основной целью проведения оценки мелодики речи является определение способностей пациента к формированию предложений различного типа (вопросительные, повествовательные).
Речевые звукиДанный метод диагностического обследования, который также проводится логопедом, предусматривает проведение оценки способности к произношению согласных и гласных звуков. Специалист просит ребенка воспроизвести отдельные слова, в которых содержится наибольшее количество звуковых комбинаций. По результатов общения составляется соответствующее заключение о наличии или отсутствии оральной апраксии. В случае подтверждения данного диагноза оценивается степень тяжести неврологического расстройства.

Средняя стоимость комплексного обследования у логопеда составляет 1100 руб. Продолжительность диагностики ребенка на предмет наличия апраксии варьируется от 45 мин. до 1 ч.

Что делает доктор?

    Если есть подозрение на апраксию, врач сначала заводит историю болезни. Для этого он часто собирает информацию от родственников и медсестер (сторонний анамнез), так как многие пациенты дополнительно страдают расстройством речи (афазия) и поэтому не могут сами предоставить информацию. Для врача важно, например, наблюдать, что пациент не может жестами выразить свои желания, пытается съесть суп вилкой или выталкивает зубную пасту из закрытого тюбика зубной пасты.

Используя различные обследования и тесты, врач может затем проверить отдельные действия и движения, которые часто нарушаются во время апраксии. Например, он может попросить пациента имитировать простые движения рук, положения пальцев или жесты. Он также может устно спросить пациента об определенных жестах (например: «Покажи мне, как бить!»).

Также для проверки используются предметы: предлагается разрезать бумагу ножницами, надеть очки, открыть щеколду и т. д. Например, чтобы выявить щечноязычную апраксию, врач может попросить пациента посвистеть, поцокать языком, пососать соломинку или попеременно надуть щеки.

Причины

Апраксия возникает в результате дефекта мозговых путей, которые содержат память об изученных моделях движения. Повреждение может быть результатом определенных метаболических, неврологических или других нарушений, которые затрагивают мозг, особенно лобную долю (нижняя теменная доля) левого полушария головного мозга. В этом регионе сохраняются сложные трехмерные представления ранее изученных моделей и движений. Пациенты с апраксией не могут восстановить эти модели сохраненных квалифицированных движений.

Окуломоторная апраксия является доминирующей генетической особенностью. Ген этого состояния был обнаружен в хромосоме 2p13. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q». Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2р13» относится к полосе 13 на коротком плече хромосомы 2. Пронумерованные полосы указывают местоположение тысяч генов, присутствующих в каждой хромосоме.

Генетические заболевания определяются двумя генами, один из которых получен от отца, а другой — от матери.

Доминантные генетические нарушения возникают, когда для появления заболевания необходима только одна копия ненормального гена. Аномальный ген может быть унаследован от любого из родителей или может быть результатом новой мутации (изменения гена) у пострадавшего человека. Риск передачи ненормального гена от пострадавшего родителя к потомству составляет 50% для каждой беременности, независимо от пола ребенка.

Тканевое или клеточное повреждение (поражение) других специфических частей мозга, будь то в результате инсульта или травм, опухолей или деменции, также может вызывать апраксию. Эти другие местоположения включают так называемую дополнительную моторную область (премоторную кору) или мозолистое тело.

Если апраксия является результатом инсульта, она обычно уменьшается в течение нескольких недель. Некоторые случаи апраксии врожденные. Когда ребенок рождается с апраксией, это обычно является результатом пороков развития центральной нервной системы. С другой стороны, у людей с ухудшением умственного функционирования (дегенеративная деменция) также может развиться апраксия.

У людей с состоянием ухудшения умственного функционирования (дегенеративная деменция) также может развиться апраксия.

Причины и возможные заболевания

Апраксия вызвана повреждением мозга (поражением мозга) в голосовом доминантном полушарии. Обычно это левосторонний (или двусторонний) инсульт или другие поражения. Кроме того, апраксия также может быть вызвана, например, дегенеративными заболеваниями. Например, болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной тяжелой апраксии. Другие формы деменции (деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция = болезнь Пика) также могут причиной данного нарушения.

Симптомы и признаки

Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.

У детей младше 3 лет

У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:

  • в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
  • первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
  • при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
  • во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
  • при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.

Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.

У детей старше 3 лет

Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.

У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:

  • ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
  • дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
  • присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
  • сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
  • во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
  • плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;

  • нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
  • при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).

Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]